Айфоново детство

Начну издалека. Лет с трех. Хотя, на самом деле, еще раньше: полтора года.

Я вышла из кабинета за кипяточком и застала окончание громкой сцены у стойки администратора: молоденькая мама отрывает от своей ноги малюсенькую девочку, прям вот по одному пальчику отцепляет, при этом комментирует: «И ведь не отклеится, пока телефон ей не отдам! Не дам, я сказала, он мне самой нужен!». Девочке чуть больше года, но орет она громко и выразительно: «Играть дай! Игра-а-ать!».
А я-то гадала – кого здесь на части режут?

Основной запрос всех родителей последних лет выглядит так: как оторвать ребенка от компьютера?
Вам не понравится мой ответ. Потому что единственное, что можно сделать – не сажать ребенка к экрану. Совсем.

История вопроса

Давайте откинемся в кресле и вспомним, как протекало хотя бы наше собственное детство.
От нуля до полутора лет: ребенок на руках, в манеже, на полу, в коляске. Его развлекают силами всей семьи, иногда оставляют поплакать в одиночестве, пока мама принимает душ или посещает туалет. В случае тяжких жизненных обстоятельств младенца отправляют в ясли, где обстановка примерно та же, минус семья. Стукается головой обо все, обрушивает на себя гору выглаженного белья, сладострастно тискает кошку, потом рыдает, что она царапается…

С полутора до примерно трех лет: ребенок ходит за ручку, гуляет во дворе или в парке, копается самозабвенно в грязи, собирает окурки и тащит их в рот, кидается песком, падает и встает, пытается выковырять глазик у собачки, подбрасывает мертвую птичку, чтобы она полетела… От трех до пяти. Стоит полдня как замороженный перед открытыми воротами гаража, в котором чинят машину. Сидит, болезный, на подоконнике, замотанный в одеяло и наблюдает за уличным движением. Помогает маме в субботу мыть пол, потом папе – выбивать ковер на снегу. Засыпает там, где застало, пока мама мечется, как подстреленная, в поисках пропажи. Ездит с родителями на дачу на четырех видах транспорта, это практически кругосветное путешествие…

Идет в школу в семь лет, там друзья, футбол после уроков, приходит, когда уже темнеет, грязный до невозможности и голодный как волк, засыпает над уроками. Гоняет на велосипеде, исследует чердаки и подвалы, попадает в неприятности, теряет сменку, портфель, куртку… Ходит в авиамодельный кружок и на хоккей зимой, берет книжки из «Библиотеки приключений», читает их по ночам и в туалете, бредит капитаном Бладом и Робин Гудом…

Его жизнь насыщена событиями и свершениями, она требует напряжения всех сил души и тела. Иногда он вскакивает ночью с открытыми и бессмысленными глазами, что-то горячо бормочет и падает обратно в постель, как убитый воин. Он фантазирует, шепчет себе под нос, когда медленно плетется домой после уроков вдоль трамвайных путей. У него есть свои «места силы», ларек с мороженым или окошко булочной, помойка – источник неисчислимых сокровищ. Он знает дворы, в которые не надо заходить, и подъезды, в которых можно переждать грозу. У него есть друзья среди взрослых и враги среди детей.

Это волшебный, совершенно реальный мир.
В отличие от цифрового нынешнего.

Матрица. Загрузка.

Теперь смотрим, как живет нынешнее поколение.
От нуля до полутора разница невелика, разве что у мамы больше свободного времени (да здравствуют памперсы и стиральные машинки!) и масса тревоги. Поэтому ребенок в основном пристегнут: к коляске, к маме, к стульчику… О том, чтобы спокойно поползать по двору и речи быть не может. Кругом опасность, грязь, шприцы и собачьи какашки. Разве что на море можно дорваться до чистого песочка, но это не всем удается. Чтобы выжить с ребенком в современной городской квартире придуманы разнообразные приспособления, игрушки, развивалки, отвлекалки. Все для того, чтобы не дать ребенку самостоятельно исследовать окружающий мир.

А ему скучно, отчаянно скучно. Ему хочется карабкаться, рыть, наливать и выливать, разбивать, нюхать, просыпать. Маме же хочется спокойно побродить в соцсетях. Ладно, предположим, что маме хочется приготовить обед. Но, если честно, приготовлению обеда, стирке, глажке, мытью полов ребенок мешает не так сильно, как сидению в интернете.

Поэтому как только ребенок вырастает до самостоятельного сидения ему вручается старый телефон, или планшет, или, если уж совсем все плохо, включается телевизор.
О, отлично, теперь он занят, и у мамы есть полчаса для себя.

Еще мы практически поголовно пересели на машины. Если раньше детей спокойно возили в общественном транспорте (другого-то не было), то теперь одна мысль, что деточка будет находиться в одном объеме с толпой ужасных и (скорее всего) заразных людей, вызывает панику. Поэтому ребенка возим ТОЛЬКО в машине. Ага, по пробкам. И очень скоро становится понятно, что ребенку в машине тоже скучно. И он скандалит и буйствует. А отвлекаться от дороги очень и очень опасно. Поэтому, и только из соображений безопасности, ребенку отдается на растерзание айфончик с Фруктовым Ниндзей.

Очереди в детскую поликлинику, метро, электричка, любая ситуация ожидания, когда родители не знают, как занять ребенка, или не хотят напрягаться – электронный друг выручит вас везде! Это отличный способ

– добиваться послушания (Если ляжешь без капризов – дам поиграть);
– наказывать и угрожать (Будешь себя так вести – отберу айпад);
– получать передышку самим;
– делать подарки;
– и даже стимулировать хорошую учебу (четверть без троек – и получишь пятый айфон на Новый Год).

Вопли «Почему он ничем не интересуется, ничего не хочет, никуда не ходит и с нами не общается?!!» начнутся немного позже, годам к 12. Еще немаловажный аспект темы. Каких-то 15 лет назад дети массово наблюдали повседневную жизнь родителей: работу, занятия домашним хозяйством, даже в магазин детей брали чаще. Я сужу об этом на основании детских рисунков. В 1994 году диагностический рисунок «Семья» изображал обычно или «мама на кухне, папа на диване перед телевизором, я в своей комнате катаю машинки», или «мама, папа, я, взявшись за руки гуляем по улице».

Сегодня рисунки детей показывают, что даже у кошки есть свой айпад. Все сидят, уткнувшись в мониторы. Безрадостная картина, как сказал ослик Иа-Иа.

Научить детей жить

Согласитесь, это же и есть наша основная задача как родителей, конечная цель наших воспитательных усилий: за годы детства и отрочества подготовить детей к самостоятельному выживанию в современном мире. По большей части, мы это делаем, и делаем неплохо. Даем образование, заботимся о здоровье, стараемся окружить хорошими людьми и вещами.

Но обучение идет главным образом на собственном примере. Так что же видят наши дети? Наши спины, закрывающие экраны компьютеров? Они не ходят на работу к родителям (за очень редким исключением), мало проводят времени на улице в свободном поиске, хотя это абсолютно необходимо для их роста, у них нет ни поводов, ни возможностей познавать мир и себя. Сегодняшние городские дети живут в стерильном мире компьютерных технологий, виртуального общения и игровых схваток.
То, что в специальной литературе называется «ролевые игры» – в дочки-матери, казаки-разбойники, просто воссоздание любого вымышленного сюжета, начинающегося со слов «давай, как будто ты…» – сегодня перенесено во всемирную сеть и заключается в основном в уничтожении представителей загробного мира.

Я не знаю, как их оторвать от мониторов. Альтернатива миру, где ты – всемогущий Герой, должна быть настолько привлекательной, чтобы ребенок захотел повернуться к ней лицом. Что вы можете предложить? Это же вам самим придется закрыть комп, выйти из cети, отключить все гаджеты…

Вспомнить свое детство, выстрогать из брусочка «чижа» и найти подходящую биту. Порыться (ну ладно, разрешаю порыться для благого дела) в интернете и найти все фигуры в «резиночку». Зайти на сайт Игроведа и купить Диксит или Монополию. Но играть-то все равно придется ВАМ самим, людей пока с доставкой на дом не привозят. Вы готовы?

Вы готовы терпеть его наркоманские ломки на отмену компа, выдерживать волны агрессии в свой адрес, попытки шантажа («Я сейчас в окно выброшусь, если ты не отдашь мне планшет!»)? вы сможете каждый вечер, невзирая на усталость после целого рабочего дня, общаться с подростком, который и общаться-то не очень хочет? Гулять с ним, беседовать, ходить в гости и принимать гостей у себя?

Вам придется учить его заново, показывать все возможности нашего мира, налаживать отношения. Выносить тревогу и депрессию – ведь любой отказ от привычного удовольствия ведет сначала к депрессии. Научить его гулять, играть, готовить еду, покупать продукты, смотреть на закат, читать вслух про «Трое в лодке», тихо болтать в машине, подпевать старым группам. Сейчас он ничего этого не умеет, в ушах у него наушники, руки заняты кнопками на экране. Вы еще помните, что письмо можно распечатать, и не с помощью принтера. И что игра – это когда друзья видят глаза друг друга.

Ведь это и есть НОРМАЛЬНАЯ жизнь, такая, какой она должна быть.
Если выключить компьютер.

Демина Катерина

Айфоново детство

Читайте также:

комментариев 17

  1. Лаврентий:

    достали со своим брюзжанием

  2. По-Сути:

    Бред. Проблема в восприятии.

  3. Татьяна:

    согласна полностью

  4. Елена:

    Толковые мысли, конечно… Но меня рассмешило – возим только в автомобиле, ага, по пробуем. А автобусы эти пробки, видимо, перепрыгивают))

  5. Елена:

    *по пробкам

    • Лаврентий:

      Ленка, в верхнем правом углу вашего комментария, левее крестика, находится кнопка “Редактировать”. и вовсе необязательно плодить исправляющие сообщения под записями) а теперь идите и научите других тому, чему научились только что)

  6. Роман:

    Мы стареем, время идет. Понятие “нормальная жизнь” меняется. Мы стареем и перестаем многого понимать. Смиритесь.

    • Татьяна:

      Роман, мы, конечно, стареем, и жизнь меняется. Но жизнь остается за окном, а не в телефоне или компьютере. и зачем лишать детей реальности, заменяя им ее на телефон и компьютерные игры, лишь бы нейтрализовать чадо, чтоб не мешалось и не приставало, а сидело, никому не мешало и молчало.

      • Роман:

        Татьяна, та же соска только для детей по старше. Да и игры “Играю не потому что у меня нет своей жизни, а потому что я хочу прожить их несколько”. Другое время, другие люди, другие ценности и кто скажет что они хуже или лучше – только время покажет.

        • Татьяна:

          Роман, да, только есть разница, играешь ты в комп, к примеру, потому что это твой сознательный выбор, или ты играешь, потому что не знаешь, что есть еще другая жизнь. У детей в голове пусто и только от родителей зависит, появится в ней что-то или будет вакуум. Детьми надо заниматься, это труд, а отмахнуться конечно всегда проще.
          я не говорю, что игры это плохо, что прогресс это плохо, ни в коем случае. От этого никуда не денешься. Но по отношению к детям надо как-то дозировать ведь, а не так, что в некоторых семьях они сутками сидят перед экраном и не знают, чем еще можно себя занять, если дома вдруг пропадает интернет или электричество, не дай бог. Просто всё хорошо в меру

  7. Елена:

    Ну и не все так плохо! Все от семьи зависит.

  8. Елена:

    Кстати, автор ничего особенного и нового не сказал.

  9. Станислав:

    У меня РебенЫк (это, не ошибка, а кличка старшего ?) развивался играя с планшетом. У него запаздывала речь и мелкая моторика, нагрузили кучу развивалок, лопал пальчиками пузыри, собирал пазлы… два планшета он, правда угробил, но результат был. Сейчас он конечно любит посидеть перед экраном, да и разбирается, по моему лучше меня уже, но все мультики, игры, вии, и тому подобное, бросается если позвать его гулять, а если пообещать взять велосипед, то его еще и накормить нормально можно

  10. Александр:

    Я уже оставлял этот комментарий под этой записью, но…
    Друзья мои.
    То что вы сейчас называете “нормальной жизнью” нормально лишь с ВАШЕЙ точки зрения. Пусть вас и большинство (пока). Все в нашем мире относительно.
    Абсолютно. И нормальность бытия, детства, жизни – в первую очередь. Детство детей сейчас не похоже на Ваше. Не похоже на детство Ваших предков.
    И оно Вам не нравится, это понятно. Вы считаете его ужасным.
    Но, ведь детство и юность – лишь путь предшествующий взрослению. И на этом пути, главная задача ребенка стать эффективным. Работником, человеком. Эффективным для общества, для себя. Стать самодостаточным.
    Мешают ли этому игры? Безусловно. Но, ведь можно удариться и в другую крайность. Начать воспитывать из ребенка механизм напичканный знаниями и умениями. Если он вместо игры с друзьями будет чинить машину – это безусловно разовьет его больше.
    Но нужно ли ребенку такое детство?
    В общем, все это я к чему.
    Вы, обвиняя в чем то детей, их поведение, их родителей которые не могут оторвать их от компьютера – не правы. Время изменилось.
    Сейчас поколение другое. Более “слабое”.
    Но, ведь и Вы слабее детей 15 века, которые в 15-16 считались мужчинами и работали наравне со взрослыми.
    Условия жизни стали легче. Люди стали “слабее”. Все закономерно.
    Уф. Мысль я чуть потерял, спасибо что это осилили.

  11. Елена:

    Ну зачем же всех под одну гребенку!
    Вот моя старшая сейчас в небольшом городке под Волгоградом, так она с восторгом рассказывала, что толпы детей играют и в классики, и в догонялки, и в скакалки и прочие игры нашего детства.
    И у нас в Питере – полно детей самого разного возраста, на всяких роликах и в футбол!

  12. DELETED:

    Думаю многое зависит и от родителей. Важно участвовать в их играх, не бояться быть несерьезными рядом с ребенком и показывать,что мир вокруг не менее замечателен, то и ребенок будет более открыт. Я часто вижу как дети играют в футбол и хоккей, девочки на скакалках прыгают, кто-то кого-то гоняет, словно ничего не изменилось, не считая увеличившегося количества машин у дет.площадок.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *