Балаганчик (Александр Блок)

«Что наша жизнь – игра.» Герман («Пиковая дама»)

«Балаганчик» – эклектическое произведение, сочетающее несочетаемые приемы и сложно определяемое по жанру. В этом и состоит его главная особенность. Сам же Блок назвал свой первый драматический опыт «лирическими сценами».

Четко прослеживается образ самого автора в образе Пьеро. «Как же так?», -скажете вы: всегда невезучий, непривыкший бороться за свою жизнь и мечту Пьеро, поверив глупым мистикам, не признал своей желанной невесты и покинул сцену ни с чем – «И это Блок?». Да, это одна из сторон Александра Блока, и именно это делает пьесу невероятно понятной читателям.

Драматургом настойчиво овладевает мысль об иллюзорности всех мирских переживаний. Весь мир – театр, люди – актеры в нем, их страдания, страсти, сама их гибель — бутафорские. Это марионетки в картонных шлемах, с клюквенным соком в жилах. Лишь дети могут принимать всерьез балаганное представление жизни.

Блок говорил: “Теперь у нас такое время, когда всюду чувствуется неловкость, все отношения запутываются до досадности и до мелочей, соображениям нет числа, и, особенно, в крайних резких и беспощадных чертах просыпается двойственность каждой человеческой души, которую нужно побеждать; если хочешь, даже марионетки, дёргающиеся на верёвочках, могут приходить на ум и болезненно тревожить. Всему этому нет иного исхода, как только постоянная борьба и постоянное непременное ощущение того, что есть нечто выше и лучше, даже чище и надёжнее, настоящее счастье, к которому надо прийти так или иначе сознательно”

Как точно заметила Т.Родина: “По жанру своему «Балаганчик» не только любовная, но и философская драма. Это вообще — не драма индивидуальных судеб, конкретных лиц, скрытых под масками. Скорее это драма растворения индивидуального — в общем и типичном, того, что принималось за абсолютное — в сугубо относительном и двойственном. Но всё это — при продолжающихся попытках борьбы за человеческую цельность, к которой добавляется теперь и борьба против иллюзий, или, грубо говоря, — самообмана”

Действительно, Блок старался создать драму, которая бы одолела болезни человеческой души. Он понимает проблемы нового века, нового мира и верит в возможность их преодоления. «Мы справимся, мы победим наши пороки только вместе, осознавая их!» – будто говорит нам Блок. Он стремится помочь людям нового века обрести стержень в своих душах, восстаёт против обезличивания искусства, призывает вернуться к первоосновам, которые больше не кажутся банальными.

С одной стороны, «Балаганчик» стал для Блока той чертой, за которой он, находясь в полном одиночестве среди обломков иллюзий прошлого, все потерял. В его поэзии, в его «лирическом дневнике» усиливаются мотивы смерти, «страшного мира», окружающего его. С другой стороны, с «Балаганчика» началась «социальное трезвление Блока, как пишет Ц Вольпе. Это имело глубоко личные корни, стремление Блока к общественным, социальным проблемам, к реальности, к жизни.

Прислали:

Бесплатная легальная книга:

Балаганчик (Александр Блок)

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *