Солярис (1972) / Solaris

Пару недель назад я прочитал “Солярис” Станислава Лема. Это уникальная история, идеально сочетающая настоящую научную фантастику и психологическую драму, где одно дополняет другое. Прочтенную книгу я посчитал отличным поводом ознакомиться наконец-то с фильмографией Андрея Тарковского, чьих фильмов еще никогда не смотрел.

И хотя я уже был наслышан о негативном отношении самого Лема к этой экранизации “Соляриса”, отклонившего первоначальный вариант сценария, где 2/3 событий происходили на Земле, и нескольких недель горячих дискуссий с режиссером, уехавшего разгневанным, я ожидал откровения и готов был припасть на колени перед экраном, созерцая совершенство.

Начало таило сюрприз, заставив вспомнить пресловутого Ларса фон Триера, большого поклонника фильмов Тарковского, скопировавшего звучащую во время титров прелюдию И.С. Баха для своей “Нимфоманки”.

Действие романа Лема целиком происходит в космосе, Тарковский же первый час посвящает Земле и красоте природы, теме, которая проходит через все его фильмы, противопоставляя ее холодной и чужой планете.

У меня, еще не адаптировавшегося к такой вольной трактовке и довольно четко помнящего порядок событий, тут же стали появляться нарекания: как мне показалось, некоторые детали были выданы слишком рано, нарушая напряжение повествования. Да и сам сеттинг показался довольно странным – речь про неопределенное будущее, а на экране – деревянные домики и старики в подтяжках. Как впоследствии я узнал, Тарковский, просмотревший перед съемками “2001 год: Космическая одиссея” Стэнли Кубрика и не хотел, чтобы фильм выглядел научно-фантастическим. Сказалось также и сокращение бюджета картины в два раза по сравнению с первоначальным расчетом.

Самое большое разочарование вызвал образ главного героя (его сыграл Донатас Банионис), больше похожего не на ученого, а на алкоголика, который вот-вот с кем-нибудь подерется. Но это субъективное, мне просто тяжело представить, что этого человека могут звать Крис.

Однако когда события наконец-то переместились на станцию, я все-таки привык к авторскому видению. Тарковский виртуозно показывает беспокойство и напряжение, охватившие немногочисленный экипаж, столкнувшийся с неведомым. Атмосферные шумы, созданные на экспериментальном синтезаторе АНС, потрясают и пугают, так звучит что-то непознанное, возможно даже и непознаваемое. Отдельной похвалы заслуживает актерская работа прекрасной Натальи Бондарчук, сумевшей идеально сыграть воплощенный в жизнь образ из сознания главного героя.

Надо понимать, что Солярис – это фильм камерный, и несмотря на то, что события разворачиваются на планете, заполненной мыслящим океаном, кроме нескольких стильных коридоров, упакованных от пола до потолка техникой и бурлящего океана, который нам покажут несколько раз, визуально сай-фая не будет. Тарковского больше интересует, что происходит в умах и душах этих людей, а так же сами понятия человека и человечности.

Несмотря на то, что Тарковский рассказывает ту же самую историю, он переставляет акценты на другие вещи, добавляя собственную рефлексию и изымая основополагающие для произведения Лема мысли.

После просмотра, будучи все еще озадаченным увиденным, я прочитал статью на википедии, которая внесла немного ясности, а также пересмотрел фильм с комментарием двух зарубежных авторов биографии Тарковского, шедшим дополнительной звуковой дорожкой Blu Ray издания, которые поведали другие интересные детали.

В при втором “просмотре”, я уже спокойно наблюдал происходящее все больше проникаясь им. Это потрясающий фильм не без причин находящийся в списках лучшей научной фантастики всех времен, хотя свойственный Тарковскому созерцательный темп повествования и почти трехчасовая длительность фильма, могут отпугнуть некоторых зрителей.

Сначала мне показалось, что дважды войти в Солярис нельзя – и прочитав первой книгу, испортишь просмотр фильма, и, соответственно, наоборот. Так я думал после первого просмотра. Но теперь я уже сомневаюсь в этом, так как мне стал близок и Солярис Тарковского. В действительности, существует две самостоятельных произведения с названием “Солярис” – Лем и Тарковский рассказали эту историю каждый по-своему.

А вы что думаете?
———————-
Алексей Виаленов

Солярис (1972) / Solaris

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *