“Унылая пора”.

Московские школьники не могут выучить произведения классика…

Задали моему сыну-второкласснику выучить отрывок из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Осень». Сегодня задали — а завтра уже отвечать. Ну что, говорю, восемь строк всего, быстро выучим.

Но с «Осенью» все сразу пошло не так. Пришлось мне почти каждое слово, написанное великим поэтом, объяснять сыну. «Очей очарованье» — тяжеловато, но объяснила. Поэт любовался осенью, ее яркими красками. Потом мы споткнулись об «увяданье». Помучились, но все же выучили и вторую, и третью строчку. Даже четвертую одолели, хотя «багрец» тоже долго не поддавался пониманию.

Я удивилась: Пушкина мы читаем, слова эти не самые «страшные», это ведь не «Песнь о вещем Олеге». И что здесь такого невероятного? Вот говорю, Дима, пол-Ламанша мы переплыли. Давай доплывем до финиша. Осталась вторая строфа.

Но второе четверостишье оказалось более сложным. «В сенях», «мглой волнистою» и «отдаленные седой зимы угрозы» не запоминались. Сын начинал сначала, запинался, потом ругал школу, учебник, Пушкина. В итоге легли спать на два часа позже обычного. Спали тревожно.

На следующий день вернулся из школы с «пятеркой». Взахлеб рассказывал про то, что пятерок мало, много троек и двоек. Некоторые дети вообще это стихотворение выучить не смогли. Вечером было родительское собрание — плановое, в начале учебного года. Обычно во время него родительский комитет со всех деньги собирает.

Но собрание почти полностью было посвящено «Осени». Родители кричали: «Как можно такое детям задавать! Это же нереально выучить! Да еще всего лишь за один вечер!» Крики дополнялись подробными рассказами о том, как дети плакали, не спали ночь, учили, но так и не смогли разделить с Пушкиным очарованье болдинской осенью.

Интересно, что проблема с Пушкиным возникла не только в нашем втором «А». Пока я сидела на собрании, погуглила «тренд». И правда, вот и в блогах то же самое пишут — дети не могут запомнить «Осень», потому что им слова непонятны. А ведь дальше по школьной программе — стихотворения Фета, Тютчева, Есенина…

Учительница как могла объясняла родителям, что в стихотворении ничего сложного нет. Что все слова можно объяснить, что они есть в словарике в конце учебника. А то, что дети не понимают и не запоминают — так это не Пушкин виноват. И не департамент образования, и не школа. Родители продолжали возмущаться. Даже забыли о том, что сами когда-то эту же «Осень» учили и у доски на оценку рассказывали.

«Дети не могут словами выразить своих чувств, ощущений. Это же страшно! — говорила учительница. — Вот в четвертом классе разбирали предложение “пастух трубит в рожок”. У детей спросили: “Знаете, что такое рожок?” Ученики молчали. Вдруг кто-то вспомнил что это такое мороженое. Еще один ребенок сказал, что слышал это слово, “когда по телику шла реклама какого-то твоРОЖКА”. И все».

Возможно, еще через полста лет в стихотворении Пушкина понятными останутся только предлоги. А пока еще можно любоваться осенним лесом и декламировать: «Унылая пора!»

Иоланта Качаева, “Московские новости”

Читайте также:

комментариев 8

  1. Леонид:

    Вот ведь. А мне тет недавно жаловалась одна знакомая.

  2. Леонид:

    Тютчев у ребенка не учится…
    Есть в осени первоначальной
    Короткая, но дивная пора –
    Весь день стоит как бы хрустальный,
    И лучезарны вечера…

    Где бодрый серп гулял и падал колос,
    Теперь уж пусто всё – простор везде,
    Лишь паутины тонкий волос
    Блестит на праздной борозде…

    Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
    Но далеко еще до первых зимних бурь –
    И льется тихая и теплая лазурь
    На отдыхающее поле…

  3. Ekaterina:

    Баян, но вспомнилось:
    “Однажды современных детей-первоклашек попросили нарисовать картинку по четверостишью Пушкина:
    Бразды пушистые взрывая,
    Летит кибитка удалая.
    Ямщик сидит на облучке
    В тулупе, в красном кушаке.
    В результате получилось… Ну, начнем с того, что из всех слов самыми понятными оказались “тулуп” и “кушак”.
    Кибитка в представлении детишек оказалась летательным аппаратом. Почему? Ну как, написано же “летит кибитка удалая”. У некоторых она оказалась еще и похожей на кубик (КУБитка). Летающая удалая ки(у)битка занимается весьма воинственным делом – она взрывает. Что, или, вернее, кого?
    Бразды пушистые. Это зверьки такие (пушистые же!), помесь бобра с дроздом. То, что по правилам тогда должно было быть “браздов”, детей не смутило – и на бедных пушистых браздов посыпались с кибитки гранаты и бомбы.
    За геноцидом браздов наблюдает некая личность в тулупе и красном кушаке и с лопатой. Это ямщик.
    Носитель тулупа и кушака, по мнению детей, никакого отношения не имеет к кибитке и творимым ей безобразиям.
    Рожденный копать летать (на кибитке) не может!
    Самым трудным словом оказался облучок. Часть детей вообще не поняла, что это такое и с чем его едят, в результате ямщик с лопатой (а чем ему еще ямы копать, он же ямщик!) оказался сидящим на “пятой точке”.
    В другом варианте ему предлагалось сесть на маленький обруч (обр(л)учок) и, балансируя лопатой, наблюдать за взрыванием браздов.
    В результате нету несущейся в облаке искрящегося под солнцем снега кибитки с веселым бородатым дядькой в тулупе и кушаке на козлах. Вместо этого над землей несется кубическая летающая хреновина, под ее смертоносными ударами летят кровавые ошметки несчастных пушистых браздов, а за всем этим, балансируя на обруче на краю вырытой ямы, наблюдает люмпенская личность в тулупе и красном кушаке, с лопатой.”

  4. Леонид:

    А ведь как КРАСИВО!

  5. Любовь:

    Вот ведь вопрос – а как же мы это все учили??? И учили быстро, без истерик. Может ли быть, что современные дети никогда в глаза народных сказок не видели?

  6. Леонид:

    Родители виноваты и еще раз родители. Читайте детям хорошие старые сказки, стихи.. объясняйте непонятные слова и тогда у тех , кто вырастет, будет красивая богатая речь. А то сунули электронную игрушку в руки, а сами своими делами занимаемся. Не помню, что бы у моего ребенка были трудности со словами в стихах, все прекрасно учил. Только вот школу закончили.

  7. Екатерина:

    Как-то у моей дитяти проблем с этим не было. А у меня в ее возрасте была обратная проблема: я, скажем, знала, что такое нива, а моя учительница – нет.

  8. Дарья:

    А потому что надо детям меньше у компьютера разрешать сидеть. От него, как известно, все мозги наизнанку выворачиваются, от этого же и память ухудшается, и внимание… Вообще, у детей память отличная, они с полпинка должны выучивать стихотворения, даже если смысл не до конца понятен.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *